Утраченные иллюзии
Стадион "Локомотив", Москва
Даты проведения:
09.04.2012 08.04.2012 17.02.2012 | 16.02.2012 20.10.2011 19.10.2011 |
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.
Спектакль 'Утраченные иллюзии' является номинантом Национальной театральной премии 'Золотая маска' сезона 2011/12.
Премьера!
УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ
По мотивам либретто В. Дмитриева, основанного на одноименном романе О. де Бальзака
Композитор - Леонид Десятников
Хореограф-постановщик - Алексей Ратманский
Дирижер-постановщик - Александр Ведерников
Художник-постановщик - Жером Каплан
Художник по свету - Венсан Милле
Консультант по драматургии - Гийом Гальен
Мировая премьера балета состоялась в Большом театре 24 апреля 2011 года.
В 2005 году, спустя 28 лет после того, как это произошло в последний раз, Большой театр выпустил премьеру специально заказанного сочинения - оперы 'Дети Розенталя', получившей признание у опероманов не только в нашей стране, но и за рубежом, в Латвии и Финляндии. Практически уже тогда было решено, что творческий альянс с ее автором, очень интересным и очень востребованным композитором Леонидом Десятниковым, будет продолжен в области балета.
Жером Каплан, художник-постановщик спектакля: 'В Европе очень трудно найти композитора, который написал бы хорошую музыку для полнометражного, сюжетного балета. По-моему, все просто забыли, как это делается. Музыка г-на Десятникова мне очень нравится: она и романтическая, и временами совсем не романтическая, странная, но завораживающая. Леонид определенно нашел ключ к созданию музыкального мира 'Утраченных иллюзий'. Алексей Ратманский: 'Это очень искренне написано. Такое ощущение, что просто вынуто из души, из сердца. Музыка рассказывает все, что происходит в этой истории'.
История русского балета знает спектакль, в основу которого были положены сюжетные коллизии романа Бальзака. В 1936 году в театре имени Кирова (ныне Мариинский) состоялась премьера балета 'Утраченные иллюзии'. Музыка принадлежала Борису Асафьеву, хореография - Ростиславу Захарову. Царила эпоха драмбалета, опиравшегося на большую и, разумеется, прогрессивную литературу и предписывавшего танцевать только тогда, когда это полагалось по сюжету. Бальзак с его активным неприятием мещанства, власти денег и буржуа как типа личности, безусловно, мог быть причислен к литераторам до известной степени прогрессивным. А замечательный театральный художник Владимир Дмитриев, написавший либретто по роману, подготовил почву для танцев, превратив главного героя журналиста Люсьена в балетного композитора и сделав героинь - драматических актрис балеринами Парижской оперы.
Не забыв прописать тлетворного влияния среды на неустойчивого героя, отметив, что он скатился в своем творчестве до 'банальности и формализма', Дмитриев тем не менее хотел предпринять замечательный эксперимент, внедрив в хореографическую ткань спектакля два маленьких стилизованных романтических балета (на музыку Люсьена и в постановке 'Парижской оперы'), которые в сущности могли бы отразить суть искусства и накал борьбы двух великих балерин-соперниц XIX столетия - Марии Тальони и Фанни Эльслер. Однако 'Иллюзии' все равно обернулись балетом 'пешеходным', удачными танцами не блистали, как, впрочем, ничем не блистала и сама их музыка. И очень быстро утратили свое место в репертуаре, не оставив по себе ярких воспоминаний, за исключением актерских работ, в первую очередь Галины Улановой, исполнявшей партию главной героини Корали.
Спектакль Большого - балет именно новый, с новой музыкой и только оригинальной хореографией, и если имеет некие - опосредованные - реминисценции с наследием, то это всеобщее наследие европейского романтического балетного театра XIX века. Но именно старому либретто он обязан своим рождением.
Алексей Ратманский наткнулся на дмитриевские 'Утраченные иллюзии', просматривая сборник 'Сто балетных либретто', и сразу же отметил, насколько драматургически хорошо они сделаны и привлекательны лично для него. (Хорошее либретто - вещь штучная и является на редкость удачной находкой для постановщика.) Либретто Дмитриева потом высоко оценили и консультант по режиссуре балета Гийом Гальен, актер и режиссер прославленного французского театра 'Комеди Франсез', и художник-постановщик, известный театральный художник Жером Каплан. (Хотя налет советской идеологической выдержанности с этого текста, конечно же, пришлось смахнуть.)
Власть денег, власть пошлости и гламура и утрата всяческих иллюзий - очень своевременный роман для нашего времени, которое должно было бы перечитывать Бальзака с большим интересом и сочувствием. Алексей Ратманский: 'Эта история на все времена. В ней показаны вневременные ситуации, есть понятные всем мотивации поступков. Это роман о природе человека. Что касается быта и нравов в нашем балете, то очень полезна была помощь Гийома Гальена. Он знает, какими деньгами должны расплачиваться персонажи, как одним словом донести до артистов смысл сцены, например придать драматизм бегу - надо всего лишь сказать 'Беги, будто хочешь броситься в Сену'.
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены