Аб. №32 Вечера фортепианной музыки
Стадион "Локомотив", Москва
Дата проведения:
23.11.2011, 15:00 |
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.
Внимание! Билет действителен только на одну указанную дату.
23 ноября
Вечера фортепианной музыки
Исполнитель:
Екатерина Мечетина (фортепиано)
В программе:
Р. Шуман. «Бабочки», соч. 2; «Карнавал», соч. 9
И. Стравинский. Три пьесы из музыки балета «Петрушка»
П. Чайковский - М. Плетнев. Концертная сюита из музыки балета «Щелкунчик»
23 ноября в Концертном зале имени Чайковского состоится сольный вечер Екатерины Мечетиной. Это первый сольный концерт пианистки на этой крупнейшей филармонической сцене. Все вошедшие в программу произведения артистка будет впервые исполнять перед широкой публикой в Москве.
На первый взгляд фортепианные циклы, выбранные Е. Мечетиной для этого сольного вечера, весьма разные. Однако все они стали поворотными в истории фортепианной музыки и сконцентрировали в себе ключевые особенности письма своих авторов. Но главное, что их объединяет - это театральная тематика, следование эстетике театра и сценической драматургии.
Сами названия фортепианных циклов Шумана говорят за себя. «Карнавал» являет собой причудливое маскарадное шествие, среди персонажей которого Пьеро и Арлекин; знаменитые современники Шумана - ставший уже тогда символической фигурой Паганини и почитаемый Шуманом «поэт фортепиано» Шопен; а также вдохновенные, увлеченные высокими идеями члены придуманного Шуманом братства «Давидсбюндлеров»: стремительный, ироничный Флорестан и мечтательный, всегда сосредоточенный Эвсебий. Предшествующий «Карнавалу» цикл «Бабочки» - первый опыт создания Шуманом серии пьес в виде карнавально-театрального действа. Большинство образов «Бабочек» предвосхищают неповторимую стилистику зрелого Шумана, квинтэссенцией которой и стал «Карнавал».
В балете «Петрушка» Стравинский использует распространенный в начале XX века драматургический метод «театра в театре». Действующие лица балета - не реальные персонажи, а куклы. Поэтому сюжет - кровавая драма о любовном треугольнике - оказывается всего лишь иллюзией, просто кукольным представлением. Но накал страстей такой, что невольно задаешься вопросом: «Может это людей превратили в кукол?..» Сам Стравинский заложил в драматургию «Петрушки» эту двойственность, и главные провокации и сомнения заключены именно в музыке. Поэтому не случайно, что сюита из фрагментов «Петрушки» имеет едва ли не более активную сценическую жизнь, чем сам балет: в музыке фортепианного цикла сконцентрирована вся драматургия балета.
Картина обращения к театральной эстетике в фортепианной музыке была бы не полной без сюиты из музыки балета «Щелкунчик» Чайковского. В сознании большинства людей сказка «Щелкунчик» - это именно балетный спектакль, полный чудес и загадочных персонажей. Создать в одном концерте галерею столь разных образов, ярко и зримо изобразить всех персонажей разноликого карнавального шествия - задача, требующая от пианиста большого артистического дарования. И в этом отношении Мечетиной, возможно, на отечественной сцене нет равных: пианистка обладает очень ярким сценическим талантом. А ее незаурядные актерские данные позволили ей не только создать собственный неповторимый сценический образ, но и перевоплощаться в самых разных персонажей, что в дополнение к умению погружаться в различные стили позволяет артистке с одинаковым успехом исполнять как классико-романтический, так и современный репертуар.
Екатерина получает заслуженно высокие отзывы и о своих интерпретациях Шопена, Листа и Рахманинова, но также признается и первоклассным исполнителем Прокофьева и Щедрина. Неслучайно Родион Щедрин, впервые услышав Мечетину, доверил ей мировую премьеру своего Шестого фортепианного концерта, который она исполняла на двух легендарных сценах: в Большом зале консерватории в Москве и в Концертгебау в Амстердаме. Уже после первой встречи с Екатериной композитор высоко оценил мастерство и артистизм пианистки: «Екатерина - ярчайший, блистательный талант! За восемь дней она выучила труднейшее сочинение. Кроме комплиментов мне нечего было ей сказать. Она - просто чудо! Сенсация!»
В своей первой сольной программе в Концертном зале имени Чайковского пианистка продемонстрирует свое умение играть музыку не только разных композиторских стилей, но и представит настоящую антологию стилей фортепианной игры. Ведь каждый из композиторов, чья музыка входит в программу, является создателем своего яркого и неповторимого фортепианного стиля, сформировавшего пути развития пианистического искусства на многие годы вперед. Шуман всегда узнаваем по плетению изысканной фактуры и затейливым способам изложения фортепианной партии. Стравинский именно в фортепианной сюите из музыки балета «Петрушка» формирует новые приемы игры на рояле: он добивается необычного для своего времени звучания инструмента, используя новые способы звукоизвлечения и фактурные приемы. Обработка Михаила Плетнева также демонстрирует совершенно индивидуальные методы переложения оркестровой партитуры. По своим техническим задачам эту транскрипцию можно смело назвать сверхсложной. Не менее сложна она и с точки зрения эмоционального наполнения и раскрытия образов и ситуаций сквозь призму детского восприятия сказки, красивой и страшной. Одним словом, программа клавирабенда Екатерины Мечетиной - настоящее испытание всех возможностей артиста.
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены