Аб.№63 НФО России/А. Лазарев

Аб.№63 НФО России/А. Лазарев

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

30.01.2012, 15:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Внимание! Билет действителен только на одну указанную дату.

30 января

«Русская музыка»

Исполнители:
Национальный филармонический оркестр России
Художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Спиваков
Дирижер - Александр Лазарев

В программе:
Глазунов. Сюита из музыки балета «Раймонда».
Прокофьев. Симфония № 6 (редакция - Н. Корндорфа).

Музыка русских композиторов занимает важнейшее место в репертуаре Национального филармонического оркестра России. НФОР постоянно исполняет в нашей стране и за рубежом программы, представляющие отечественную классику, как с приглашенными дирижерами, так и со своим художественным руководителем Владимиром Спиваковым. А первый концерт оркестра в октябре 2003 года, состоявшийся в только что открытом Московском международном Доме музыки, включал Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Четвертую симфонию Чайковского.

В абонемент НФОР «Русская музыка» сезона 2011/12 войдут не сверхпопулярные, везде исполняемые и входящие в репертуар любого оркестра произведения русских композиторов, а шедевры русской классики, которые звучат гораздо реже, чем того заслуживают. Выбирая репертуар для абонемента, посвященного русской музыке, НФОР в немалой степени руководствовался просветительскими принципами: оркестр Спивакова и дирижеры, приглашенные для участия в абонементе, стремились представить публике произведения, сегодня исполняемые несправедливо редко или недооцененные на фоне других сочинений своих авторов. В первом концерте цикла к таким, бесспорно, относится сюита из музыки балета Глазунова «Раймонда», сделанная самим автором.

Будучи по природе композитором-симфонистом и отводя основное место в своем творчестве крупным оркестровым сочинениям, Глазунов продолжил начатую Чайковским симфонизацию балета, благодаря которой музыка в танцевальных спектаклях стала носить не прикладную, а важнейшую драматургическую роль. Полная интересных композиционных решений и прекрасных мелодий, музыка балета имеет все основания на самостоятельную концертную жизнь. Традицию давать балетной музыке вторую симфоническую жизнь на концертной сцене заложил Чайковский. Продолжили Глазунов, Прокофьев, а уже в новой истории - Шнитке и Щедрин.

Незаслуженно мало звучат в нынешнее время симфонии Прокофьева. Шестая - предпоследняя симфония композитора и одна из наиболее монументальных. Эпична ее тематика: образный ряд Шестой симфонии, написанной в конце 40-х годов, связан с военной тематикой. О своей музыке этого времени сам композитор писал: «Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу. Он должен воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему. Таков с моей точки зрения незыблемый кодекс искусства». Сегодня, читая такие высказывания, понимаешь их формальность, но тогда всем, кого обходили стороной аресты и репрессии, приходилось забывать о принципах и прогибаться под власть. Такие сделки с собственной совестью для творческих людей были особенно тяжелы. И даже те произведения, которые сами авторы посвящали военной трагедии,  неминуемо затрагивали гнетущие переживания, связанные с ужасами сталинского режима. Трагическая обреченность пронизывает и Шестую симфонию, хотя и в ней, как всегда у Прокофьева, слух радуют множество оригинальных находок и колоритных оркестровых звучаний.

Важнейшим компонентом в формировании программ «русского» абонемента НФОР стал выбор дирижеров. Спиваков, дирижируя только одним концертом цикла, для участия в других выступлениях со своим НФОР пригласил таких дирижеров, которые зарекомендовали себя как высококлассные интерпретаторы в первую очередь именно русской музыки.

Александр Лазарев с 1987 по 1995 год был художественным руководителем и главным дирижером Большого театра. Период его руководства Большим театром отмечен насыщенной гастрольной деятельностью, включающей выступления в Токио (1989), театре «Ла Скала» в Милане (1989), на Эдинбургском фестивале (1990-1991) и Нью-Йоркском театре «Метрополитен-опера» (1991). В годы работы Лазарева в Большом в репертуаре театра важнейшее место занимала русская музыка. Дирижер осуществил постановки опер «Жизнь за царя» Глинки; «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова; «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева; «Орлеанская дева» Чайковского; «Князь Игорь» Бородина; «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова; «Зори здесь тихие» Молчанова; «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Несколько постановок театра - «Жизнь за царя» Глинки, «Орлеанская дева» Чайковского, «Млада» Римского-Корсакова - были записаны на видео, а оркестр театра осуществил множество записей для фирмы «Erato», включая такие эпохальные сочинения русского симфонизма, как Вторая симфония Рахманинова и Восьмая симфония Шостаковича.

В последние годы Лазарев работал как постоянный приглашенный дирижер Лондонского оркестра «Philharmonia» и оркестра Санкт-Петербургской филармонии, выступая с этими коллективами в Лондоне, Париже и Вене. В 2008 году он стал главным дирижером Японского филармонического оркестра. Постоянное сотрудничество в течение последних пять лет связывает дирижера и с Национальным филармоническим оркестром России, с которым дирижер выступает ежегодно.

Все права защищены