Аб.№63 НФОР/дирижер В. Спиваков

Аб.№63 НФОР/дирижер В. Спиваков

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

09.02.2012, 15:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Внимание! Билет действителен только на одну указанную дату.

9 февраля

Абонемент «Русская музыка»

Национальный филармонический оркестр России
Дирижер - художественный руководитель и главный дирижер оркестра Владимир Спиваков

В программе:
Рахманинов. Симфония № 1 ре минор, соч. 13.
Чайковский. «Итальянское каприччио», соч. 45.
Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», симфоническая картина.

Девятого февраля в Большом зале консерватории состоится второй концерт абонемента Национального филармонического оркестра России «Русская музыка». Как и в других программах цикла, в этот вечер прозвучит нечасто исполняемая сегодня и незаслуженно отошедшая на второй план музыка русских композиторов: Первая симфония С. Рахманинова, «Итальянское каприччио» П. Чайковского и симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского.

Проведение абонемента из произведений русской классики для Владимира Спивакова и НФОР наполнено особым смыслом. Этим циклом музыканты отдают дань почитания Евгению Светланову. В НФОР много артистов старшего поколения, работавших со Светлановым в годы его расцвета, когда в руководимом им Госоркестре складывались богатейшие традиции, во многом благодаря которым сохраняется высокий уровень отечественной оркестровой культуры по сей день. В своей работе с Госоркестром Светланов уделял особое внимание исполнению русской классики, любил и изучал отечественную музыку. По сей день остаются непревзойденными образцами уникальные и по своему масштабу, и по художественной ценности циклы записей Светланова с Госоркестром «Антология русской музыки» и «Все симфонии Чайковского».

До недавнего времени лишь профессионалы знали, что Светланов оставил незаурядное наследие как композитор, и в этой области творчества особенно явно прослеживается его связь с родной культурой. Личностная, отмеченная глубоким переживанием и искренними эмоциями интонация наполняет не только сочинения Светланова, но и его исполнительские интерпретации. Сочетая артистическую свободу с глубоким изучением исполняемой музыки, демонстрируя великолепную работу оркестра, покоряющую красотой звука, тембровым богатством, контрастной динамикой, прекрасными соло, Светланов с Госоркестром создавали такие интерпретации, какие и сегодня считаются эталонными. НФОР стремится следовать именно таким высоким критериям, включив в программы сочинения, позволяющие оркестру максимально продемонстрировать все свои лучшие стороны.

Первая симфония Рахманинова сохранилась для потомков чудом. Композитор создал ее в 1985 году, спустя всего три года после окончания с большой золотой медалью Московской консерватории. Несмотря на молодость Рахманинов был уже сложившимся композитором, с ярким творческим стилем, отличающимся обилием прекрасных мелодий, изысканностью гармоний и пышностью инструментовки. Дипломной работой начинающего автора была опера «Алеко», вошедшая в историю отечественного вокального искусства как один из наиболее ярких примеров одноактной русской оперы. С успехом были приняты публикой колоритная симфоническая поэма «Утес», ряд романсов, фортепианных пьес и знаменитое «Элегическое трио», написанное под впечатлением от смерти Чайковского. На этой, вполне успешно складывающейся карьере композитора премьера Первой симфонии могла бы поставить крест: первое исполнение симфонии окончилось полным провалом, публика совершенно не приняла этой музыки. По свидетельствам современников, главным виновником такого фиаско был Глазунов, дирижировавший премьерой и просто разваливший исполнение. Провал Первой симфонии стал для Рахманинова едва ли не крахом, он крайне тяжело переживал эту неудачу и даже хотел уничтожить партитуру своего первого симфонического опуса. Только через пять лет композитор снова обратился к написанию музыки.

«Итальянское каприччио» Чайковского в советскую эпоху можно было слышать из всех уличных радиодинамиков в дни майских и ноябрьских народных гуляний. Возможно, запомнившись как музыка для коммунистических демонстраций, каприччио перестало исполняться. Пройдет еще немного времени, и эта лучезарная музыка вновь обретет былую популярность, но уже без идеологической подоплеки. Любопытно сопоставить два великолепных примера русской симфонической фантазии. «Итальянское каприччио» - шедевр непрограммной симфонической пьесы, написанный Чайковским под впечатлением от путешествия по Италии и основанный на мелодиях средиземноморского фольклора.

Симфоническая фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского - одно из редких обращений к жанру программной симфонической поэмы как в творчестве этого композитора, так и вообще в русской музыке. Источником этой симфонической картины стал украинский фольклор, мелодии которого активно задействованы в фактуре пьесы. «Ночь на Лысой горе» - это колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величания Чернобога». Композитор планировал включить этот материал в оперу «Сорочинская ярмарка», которая так и не была им закончена.

Исполнение шедевров русской классики одним из лучших столичных симфонических оркестров - Национальным филармоническим оркестром России под управлением его художественного руководителя Владимира Спивакова - станет заметным явлением в филармонической афише февраля.

Все права защищены