Оркестр 'Русская филармония'. П. Чайковский. С. Рахманинов

Оркестр 'Русская филармония'. П. Чайковский. С. Рахманинов

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

10.03.2012, 18:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Симфонический оркестр Москвы 'Русская филармония'

В программе:
П. Чайковский. Симфония № 5 ми минор, соч. 64
С. Рахманинов. Поэма 'Колокола', соч. 35
Стихи - Э. По (перевод - К. Бальмонта)

Дирижер - Дмитрий Юровский

'Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие' (Д. Шостакович).

Премьера Пятой симфонии П.И. Чайковского под управлением автора состоялась 5 ноября 1888 года в Петербурге, в концерте Филармонического общества. 10 декабря она была исполнена в Москве, в концерте РМО. В обеих столицах новая симфония имела большой успех у публики, однако мнение критики не было столь единодушным. Симфонизм Чайковского носит лирико-драматический, остроконфликтный характер. Тема борьбы человека за право на счастье является  центральной в его творчестве. Почти через одиннадцать лет после создания Четвертой симфонии Чайковский вновь обратился к волновавшей его теме. Теперь он хочет решить ее по-иному: вступить в борьбу с роком, преследующим человека в его порыве к счастью, и победить его. По словам Чайковского, создание симфонии было для него 'музыкальной исповедью души'.

В 1912 году Рахманинова заинтересовало стихотворение Эдгара По 'Колокола' в переводе К. Бальмонта. С ранних лет увлеченный колокольным звоном и не раз передававший его в своих произведениях, он принимается за сочинение, определив его жанр как вокально-симфоническую поэму в четырех частях, в которой показан весь жизненный путь человека от светлой, полной радостных надежд юности до кончины. При этом на задний план уходит символика, столь значимая у По и Бальмонта. По замечанию одного из исследователей творчества Рахманинова, образы стихотворения 'обрели русскую 'плоть' и 'кровь', сохранив вместе с тем свое обобщенное философско-поэтическое значение'. 'Колокола' были впервые исполнены 30 ноября 1913 года в Петербурге хором, солистами и оркестром Мариинского театра под управлением автора. 8 февраля 1914 года состоялась и московская премьера, в которой приняли участие солисты и хор Большого театра. Успех в обеих столицах был огромным! Поэма 'Колокола' принадлежит к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны, в которой отразились тревожные, напряженные настроения начала века.

Все права защищены