Шопениана.Урок. Кармен-сюита

Шопениана.Урок. Кармен-сюита

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

14.05.2010
14.12.2007

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



ШОПЕНИАНА
Шопен. Полонез A dur, Вальс cis moll в оркестровке Александра Глазунова; Ноктюрн As dur, Вальс G-dur, Мазурка C dur, Прелюдия A dur, Мазурка D dur, Grande Valse brilliante Es dur в оркестровке Мориса Келлера
Хореография - Михаила Фокина
Балет возобновлен Екатериной Гейденрейх
Художник-постановщик - Вадим Рындин
Дирижер-постановщик - Юрий Файер
Михаил Фокин сочинил балет «Шопениана» для выступления на благотворительном вечере, не предполагая, что создает один из своих шедевров.
В феврале 2007 года исполняется 100 лет с тех пор, как балет «Шопениана» впервые станцевали на сцене. Работа над ним началась с балетной программы, которую Фокина попросили составить для программы благотворительного вечера. Чтобы не утомлять публику фрагментами из классических балетов, которые многие знали практически наизусть, хореограф выбрал музыку Шопена и сочинил к ней движения. Первоначально «Шопениана» выглядела совсем не так, как сейчас. Первый вариант балета состоял из четырех театрализованных сцен: в одной Полонез танцевали поляки, в другой, во время Ноктюрна, сам Шопен бродил по развалинам монастыря и встречал свою музу, в третьей, пока звучала Мазурка, девушку насильно выдавали замуж за старика, но на финальных тактах она сбегала со своим возлюбленным.
Фокин был удивлен, когда ему через год предложили поставить «Шопениану» в Мариинском театре. И придумал совсем другой спектакль: с абстрактным сюжетом, который можно по-разному трактовать, легкий и воздушный, как взбитые сливки, напоминающий о романтических балетах XVIII века и призрачном царстве сильфид. Все номера «Шопенианы» оказались настолько изящными, что станцевать ее мечтали все великие балерины. Этот балет Галина Уланова танцевала на выпускном экзамене и, покидая сцену, включила его в программу своего прощального вечера.
В Большом театре «Шопениана» поначалу не прижилась: ее поставили в 1932 году, но быстро сняли. Только спустя 26 лет она снова появилась в репертуаре и остается в нем до сих пор. Ведущие партии в нем кажутся специально созданными для балерин с лирическим даром. Таких как Наталья Бессмертнова (в «Шопениане» она дебютировала в Большом), Екатерина Семенова, Нина Ананиашвили. Мужские партии в «Шопениане» тоже на редкость выразительны. Этот спектакль стал пробным для всех, кто мечтал танцевать русский балет. Не случайно, испытание «Шопенианой» проходят все молодые солисты Большого театра.
КАРМЕН-СЮИТА
Балет в одном действии
На музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина
Либретто – Альберто Алонсо по новелле Проспера Мериме «Кармен»
Хореограф-постановщик – Альберто Алонсо
Художник-постановщик – Борис Мессерер
Дирижер-постановщик – Павел Сорокин
Художник по свету – Александр Рубцов
Знаменитый балет, поставленный в 1947 году, нисколько не устарел. Декорации и костюмы по-прежнему выразительны и эффектны. А соединение в его хореографии классических па с испано-кубинскими танцами до сих пор выглядит современно, по российским меркам даже авангардно.
К юбилею Майи Плисецкой в Большом театре восстановили «Кармен-сюиту», поставленную в 1967 году. Тогда балет пользовался скандальной славой. Хореографа Альберто Алонсо все время просили умерить страстность в любовном дуэте героев (он хотел бросить работу и уехать, но Плисецкая уговорила хореографа остаться). А Фурцева после премьеры упрекнула Майю Михайловну в том, что она «из героини испанского народа сделала женщину легкого поведения».
За прошедшие годы знаменитый балет нисколько не устарел, яркие и красочные декорации и костюмы по-прежнему выразительны и эффектны. А соединение в хореографии Алонсо классических па с испано-кубинскими танцами до сих пор выглядит современно, по российским меркам даже авангардно. Хореографу очень нравится драматический театр, поэтому движения героев в его балете настолько выразительны, что взмах ногой вызывает такую же реакцию у зрителей, как громкий окрик драматического актера.
Новая «Кармен-сюита» – по-прежнему спектакль о безумной любви. Светлана Захарова, танцующая Кармен, рисует портрет роковой цыганки яркими характерными красками. Конечно, балерину рано сравнивать с Плисецкой, но для Захаровой, танцующей в основном классических героинь, партия Кармен – огромный шаг вперед. Многие не верили, что Захарова сможет на сцене кокетничать, стрелять глазками и улыбаться во весь рот. Балерина блестяще проделывает все это и к тому же научилась чувственно двигать бедрами и с испанской грацией вскидывать руку вверх. Лучше всего у балерины получается сцена обольщения, когда ее героиня, как змея, вьется около Тореодора. Захарова достойно выглядит и в сцене гадания. И от спектакля к спектаклю чувствует себя на сцене все свободнее, играет и танцует все интересней. Хосе (Андрей Уваров) и Тореодор (Марк Перетокин) заставляют зрителей вспомнить о былой мощи балета.

Все права защищены