Русские сезоны XXI века. Синий бог. Тамар.
Стадион "Локомотив", Москва
Дата проведения:
19.12.2007, 18:00 |
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.
Синий бог
Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе
Музыка – А.Н. Скрябин
Режиссер-постановщик - заслуженный артист России Андрис Лиепа
Хореография – Уэйн Иглинг (Wayne Eagling, English National Ballet)
Декорации и костюмы – Лев Бакст
Восстановление костюмов и декораций – Анна Нежная
Андрис Лиепа. «Синий Бог» - второе рождение.
Идея создать балет с декорациями и костюмами Бакста родилась в 1992 году. Очень не многое, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображении картины древнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Но в голове был какой-то сумбур. Длинные процессии жрецов в белых одеждах, змеи, фантастически красивый костюм Вацлава Нежинского, фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминаний современников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял Михаил Фокин. Все элементы выстраивались постепенно в ряд. Но был один, но существенный пробел. Это музыка. В одной гастрольной поездке в Париж мне удалось с огромным трудом заполучить клавир оригинальной музыки Рейнальдо Хана. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов, поиску материалов и чтения статей о постановке. Не всем рецензиям можно верить на слово, и, наверное, верно выражение – лучше один раз самому увидеть, чем сто раз услышать. Музыку играла в фортепианном изложении Людмила Свешникова, пианистка из Мариинского театра. Мне удалось сделать составы: Синий Бог – Фарух Рузиматов, Девушка – Диана Вишнева, Юноша – Андриан Фадеев, дирижер – Александр Титов. Но той постановке не суждено было состояться.
И вот 2005 год… Москва… Кремль… Сердце России. Все готово к осуществлению мечты, но сомнения вызывает музыка. В Дрездене на постановке «Жар-птицы» и «Петрушки» я вновь встречаюсь с А. Титовым, и он делает предложение поменять музыку. Мы перебрали всех композиторов, и мое внимание остановилось на фразе «…а возьмите Скрябина». Это, как молния, пробежало по сознанию. Я возвращаюсь в Москву, нахожу книги об Александре Николаевиче, покупаю диски с его музыкой, и из этого выкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и «Поэма экстаза» целиком. Скрябин, по воспоминаниям современников, мечтал об исполнении этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Так что, произведение свело воедино гениальную музыку Скрябина и наше восстановление спектакля. Он мечтал о хореографическом решении, об уникальных световых эффектах при исполнении своей музыки.
Я думаю, нам это удастся сделать. Наверное, не случайно, что либретто Жанна Кокто, в моей интерпретации, прекрасно ложится на музыку Скрябина. Дело осталось за малым - найти исполнителя, который мог бы исполнить партию Нежинского. Сейчас балет ставится на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и артистов театра «Кремлевский балет».
Декорации и костюмы Бакста восстанавливает Анна Нежная. Я видел декорации в мастерских театра Российской Армии – это потрясающе красиво. И вспомнил, как 14 лет назад впервые увидел на том же полу декорации «Жар-птицы» Головина. Но так бывает. Дежа вю в моей жизни не редкость.
Сцену Кремлевского Дворца я полюбил с детства. На ней прошли почти все детские школьные премьеры и мои премьеры Большого. И вот я опять на той же сцене, как два года назад, когда Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы привозил на гастроли Римский балет с хореографией М. Фокина. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего, кроме фотографий. Мне пришлось принять на себя смелость о приглашении Уэйна Иглинга на постановку «Синего Бога», и я ни на минуту не сомневался в его тонкости и таланте. Мы думаем одинаково, и очень похожи наши взгляды на то, как можно дать спектаклю второе рождение. Такие примеры редки, но они бывают.
Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912 года в Париже, но это то, что мы видим сегодня на тему того балета.
Тамар
Ирма Ниорадзе и Илья Кузнецов
Музыка – Милий Балакирев
Хореография – Юриюс Сморигинас
Режиссер-постановщик – заслуженный артист России Андрис Лиепа
Декорации и костюмы – Лев Бакст
Восстановление декораций и костюмов – Анна Нежная
С давних времен бытует русская легенда об истории жестокой Тамар, которая жила в XII веке в уединенном замке в горах Грузии, омываемом бурными водами реки Терек. Говорят, что у Тамар было лицо ангела и сердце демона. Тамар, под предлогом гостеприимства, заманивала в свой замок путешественников, следующих мимо по пустынной дороге. Очаровав несчастных своей дьявольской красотой, она убивала их, а тела приказывала сбрасывать со скалы.
На тему этой легенды Михаил Лермонтов написал волнующую поэму, которой дал название «Тамар». Под влиянием поэмы выдающийся композитор Милий Балакирев создал изумительную симфонию, настолько наполненную красками и аналогиями, что вся история этой легенды так и предстает перед глазами слушателей. Благодаря Льву Баксту музыка и поэма объединились в балет. Бакст совершил путешествие на Кавказ, чтобы еще раз побывать на месте злодеяний Тамар. В этом суровом, пустынном месте он смог воочию представить себе мизансцены для нового балета, который стал одним из величайших триумфов художника. Хореографом балета стал Михаил Фокин. К сожалению, хореография Фокина утрачена.
Авторы новой версии сделали шаг к осмыслению сюжета, оставленного историей. Изменился взгляд на историю Тамар, отношения между героями представлены в новом свете. Авторы попытались осмыслить мотивы поведения Тамар по отношению к другим персонажам. Тамар в новой интерпретации – это не только гордая и неприступная царица, но и чувственная женщина, задающая себе вопросы, оценивающая свои поступки, страдающая. Авторы пытаются ответить на вопрос, почему героиня убивает странников, создав дополнительный мотив об ее умершем муже. И один из ответов – захлестнувшее горе, которое приводит к крайней жестокости.
Основным персонажам даны новая, внутренне наполненная жизнь и разноплановая интерпретация их характеров.
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены