Рождественская оратория. Епископ Иларион (Алфеев)

Рождественская оратория. Епископ Иларион (Алфеев)

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

07.01.2008, 18:30

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА!
Епископ Иларион (Алфеев)
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОРАТОРИЯ
для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра

Большой Симфонический Оркестр имени П.И. Чайковского (под руководством Владимира Федосеева)
Московская хоровая капелла мальчиков
Хор Государственной Третьяковской галереи (под руководством Алексея Пузакова)
Хор Академического колледжа при Московской консерватории
Солисты: Евгений Нестеренко и Хибла Герзмава
В основе нового музыкального произведения епископа Илариона – евангельское повествование о рождении и первых днях земной жизни Иисуса Христа. В либретто оратории использованы богослужебные тексты Православной церкви, посвященные праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Сретения Господня.
Речитативы баса и баритона-евангелиста чередуются с разнообразными музыкальными номерами для солистов с оркестром, одного или двух хоров с оркестром, солистов с хором, оркестра без хора, а также двух хоров а`капелла, звучащих антифонно. Партитура включает три арии – для дисканта, сопрано и баса, две оркестровых фуги – для полного симфонического оркестра и для струнного состава, многочисленные хоровые номера.
Как и написанные ранее «Страсти по Матфею», оратория характеризуется монументальностью замысла, насыщенностью хорового и оркестрового письма, яркостью мелодического языка, широким использование полифонии. В то же время стилистически и драматургически произведение существенно отличается от «Страстей», где преобладала баховская музыкально-интонационная сфера и стилистика русского церковного пения XIX века. В новом сочинении барочные модели не занимают сколько-нибудь существенного места, и стиль церковного пения не является преобладающим. Если в «Страстях по Матфею» исполнительский состав был намеренно аскетичным (использовались только хоровые голоса и струнные инструменты), то в «Рождественской оратории», в дополнение к двум хорам, использована многообразная звуковая палитра различных инструментальных групп симфонического оркестра: струнных, деревянных духовых, медных духовых и ударных, включая литавры, колокольчики и колокола.
Общая драматургия произведения – от мрака к свету, от Ветхого Завета к Новому, от томительного ожидания пришествия Мессии к ликующей радости о спасении человечества воплотившимся Богом. В славословии родившемуся в Вифлееме Богомладенцу ангелы соединяются с людьми: эту двуединую хвалу символизирует пение двух хоров – мальчиков и смешанного.
В премьерном исполнении оратории примет участие народный артист СССР Евгений Нестеренко, который специально приедет в Москву, чтобы исполнить сольную партию в этом концерте в канун своего 70-летия.

Все права защищены