Каменный цветок

Каменный цветок

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

02.03.2013
01.03.2013

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

Композитор - С.С. Прокофьев
Балетмейстер-постановщик - Юрий Григорович
Художник - Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик - Феликс Коробов

Мэтр отечественной хореографии Юрий Григорович восстановил свой знаменитый балет по сказкам Бажова не на привычной для него сцене Большого или Мариинского, а на подмостках Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

С прокофьевского 'Каменного цветка', поставленного Юрием Григоровичем в 1957 году в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (так назывался тогда Мариинский театр), в истории отечественного балета началась новая эпоха. Григорович нашел выход из тупика, в котором оказалась 'хореографическая драма' - главное направление советского балета середины ХХ века. В спектаклях этого стиля, созданных по мотивам пьес Шекспира, романов Бальзака, поэм Пушкина, танец лишь иллюстрировал литературные произведения, стесняясь своей условности и подражая бытовым жестам. И хотя теоретики писали, что балет должен 'показывать жизнь в танцах, а не танцы в жизни', постановщики терялись в догадках, как этого добиться.

Григорович не только придумал способ воплотить сюжетные коллизии исключительно танцевальными средствами, но и предложил оригинальный хореографический язык, соединив акробатические находки авангарда 20-х годов с петербургской классикой и принципами 'симфонического танца', которые разрабатывал его учитель Федор Лопухов.

Художник Симон Вирсаладзе впервые применил в этом спектакле принцип 'единой установки' (образ всего пространства спектакля в целом концентрируется в одной декорации, где меняются лишь детали, обозначающие место действия). Этот принцип был подхвачен и развит художниками драматических и оперных театров, сделавшись основой нового языка российской сценографии второй половины ХХ века.

То, что 'Каменный цветок' был признан и одобрен властями именно за художественное новаторство, а постановщик спектакля вскоре возглавил балет Большого, в театральных кругах восприняли как символ оттепели. После долгих лет диктата идеологии верх взяла эстетика.

'Каменный цветок' сохранялся в репертуаре Большого вплоть до начала 90-х, а Мариинский успешно танцует его до сих пор. В главных партиях этого спектакля выступали почти все легендарные звезды русского балета: Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Владимир Васильев, Юрий Владимиров и многие другие.

Возможности нынешней труппы Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко скромнее, чем у Большого и Мариинского эпохи Григоровича. Но все артисты, от кордебалета до эпизодических персонажей и солистов, с честью справляются с исторической постановкой. А колоритный, романтический премьер труппы Георги Смилевски в главной роли камнереза Данилы эмоционально передает и муки творчества, и драму героя, выбирающего между любовью к Катерине (Наталья Крапивина) и соблазном постичь тайны искусства в чертогах Хозяйки Медной горы.

Все права защищены