Георгий Свиридов. 'Песнопения и молитвы'
Стадион "Локомотив", Москва
Дата проведения:
16.04.2008, 19:00 |
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.
ПЕСНОПЕНЯ И МОЛИТВЫ
Георгий Свиридов (1915-1998)
Авторская редакция
Для хора без сопровождения. Слова из литургической поэзии. Последнее произведение композитора (1980-1997)
Исполнители: Хор государственной Третьяковской галереи. Дирижер - заслуженный артист России Алексей Пузаков
В концерте принимает участие Мужской хор Московского Сретенского монастыря.
«Песнопения и молитвы» занимают особое место в творчестве Георгия Свиридова. Это сочинение стало не только фактическим завершением творческого пути композитора - он работал над ним почти до самой своей кончины 6 января 1998 года, но и логическим итогом целого направления, вызревавшего в течение последних трех десятилетий его жизни. Условно, очень обобщенно это направление можно назвать духовно-музыкальным. Условно, потому что у Свиридова трудно отделить собственно духовные сочинения, в традиционном смысле этого слова, от сугубо светских. И поэма «Отчалившая Русь», и кантата «Светлый гость», или хор «Душа грустит о небесах» (все – на есенинские слова), или хоровой цикл «Песни безвременья» (на слова А. Блока) буквально пронизаны евангельскими образами и персонажами, цитатами из Псалтири или Нового Завета, пропитаны религиозной символикой и мотивами.
Практически вся свиридовская музыка, по крайней мере, начиная с середины пятидесятых годов, напоена православным церковным пением. Это интонационное качество музыки Г.В. Свиридова отмечают исследователи и знатоки. Сам Георгий Васильевич неоднократно говорил о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от курских храмов, куда он ходил вместе с бабушкой и матерью, церковного пения в них. На рабочем столе композитора всегда находился православный молитвослов, откуда он черпал вдохновение и находил тексты для создания новых композиций.
Партитура «Песнопения и молитвы» – это подлинный шедевр, вершина искусства хорового письма композитора. Созданное в конце тысячелетия, оно подытожило многовековой опыт русской и мировой хоровой литературы, стало своеобразным «opus summum», венцом тысячелетней русской православной песнопевческой традиции.
Если С.В. Рахманинов писал «Всенощную» (1915 г.) в тревожном предчувствии грозящих России бед, то «Песнопения и молитвы» – плод осмысления тяжкого исторического опыта жизни русского народа в XX столетии. И хотя Свиридов так и не нашел в себе силы написать пасхальные песнопения, в его литургической музыке слышна вера в чаемое им восстановление («восстание») России, которое он связывал с возрождением православия.
У философа И.А. Ильина Георгий Свиридов, пастой красного цвета, отчеркнул следующую фразу: «Вот откуда наша русская способность – незримо возрождаться в зримом умирании, да славится в нас Воскресение Христово!» и сверху написал – «страна Воскресения», имея в виду Россию. Как писал сам композитор, «…возрождение христианства в России, а элементы этого возрождения ясно видны, несомненно, приведет к новому его ощущению, пониманию, новому чувству этого великого и вечно живого учения. С этим пониманием и чувством будет связано и новое христианское искусство, и светское, и храмовое, церковное».
Собственно, сочинение «Песнопения и молитвы» и является таким провозвестником нового православного искусства России. Уже 10 лет с нами нет выдающегося мастера музыкального слова, композитора огромной эпохи, но его музыка живет и продолжает жить по сей день в сердцах многочисленных почитателей его таланта.
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены