Из золотой коллекции. Музыка авст комп Шуберта

Из золотой коллекции. Музыка авст комп Шуберта

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

17.05.2008, 19:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Божественный Шуберт. Последнее…
В программе концерта абонемента «Из золотой коллекции» музыка австрийского композитора Франца Шуберта (к 200-летию со дня смерти)


В концерте прозвучат последние произведения Шуберта: Соната для фортепиано си-бемоль мажор, соч. 1828 г.
Molto moderato
Andante sostenuto
Scherzo: Allegro vivace
Allegro ma non troppo

Ноктюрн для фортепианного трио ми-бемоль мажор, соч. 1828 г. Симфония № 8 «Неоконченная» си минор, соч. 1822 г.
Allegro moderato
Andante con moto

Солист – Олег Майзенберг (Австрия)
Солисты БСО имени П.И.Чайковского: Михаил Шестаков (скрипка), Виктор Симон (виолончель).
Дирижер – Владимир Федосеев

Позднее творчество Франца Шуберта (1797–1828) сродни безыскусной речи тонко чувствующего человека, лишь подчеркивающей глубину переживания. Новизну подобных «тихих песен» чувствуют не все и не сразу.
Соната си-бемоль мажор для фортепиано в четырех частях (D.960) – последнее сочинение композитора в этом жанре и одно из последних у Шуберта вообще (создана осенью 1828 года), более столетия считалась «неконцертной» и практически не исполнялась публично. Оценить новаторство музыки помогут литературные и театральные ассоциации: Соната си-бемоль мажор, скорее, подобна не роману или драме (к чему мы привыкли у венских классиков), а цепи новелл, в которых внутреннее действие важнее фабулы. Именно в неторопливости, «несобытийности» и одновременно масштабности заключается главная трудность произведения для исполнителя и слушателя. Песенно-повествовательную интонацию сонаты определяет тема первой части, из которой рождаются и яркие драматические вспышки, и страницы глубокой скорби. «Его богиня — простота,/ И тихий гений размышленья/ Ему поставил от рожденья /Печать молчанья на уста» (Дм. Веневитинов).
Ноктюрн (Adagio) для фортепианного трио ми-бемоль мажор (D. 897; 1828) по настроению сродни Сонате и другим сочинениям последнего шубертовского года. Тема Ноктюрна близка теме песни «Ложные солнца», предпоследней в вокальном цикле «Зимний путь». Название в данном случае — емкое выражение характера: холодный свет, призрачный покой.
В отличие от Сонаты си-бемоль мажор в Восьмой («Неоконченной») симфонии (D. 759, 1822) уникальное психологическое содержание определило и изменение внешней структуры. Привычный в эпоху венского классицизма четырехчастный цикл «усечен» до двух частей. «Неоконченная…» — первый образец двухчастной симфонии. Сочинение яркой лирико-драматической направленности, Восьмая симфония Шуберта — одна из первых «звучащих автобиографий» романтического искусства. Она протянула «нить» Симфонии соль минор (№ 40) Моцарта к искусству романтических авторов: Шумана, Мендельсона, Брамса, Брукнера, Чайковского, Малера. Однако сама «Неоконченная…» впервые прозвучала лишь через 43 года после ее создания, в 1865 году.

Олег Майзенберг, фортепиано (Австрия)

Олег Майзенберг родился в Одессе, с пяти лет мать учила его играть на фортепиано, потом он поступил в Центральную музыкальную школу Кишинева. Закончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве по классу профессора А. Йохелеса. В 1967 году молодой музыкант завоевал премии на конкурсах в Вене: вторую премию на конкурсе им. Шуберта и первую – на конкурсе «Музыка ХХ века». Олег Майзенберг работал в Московской филармонии, концертировал в России и за рубежом как солист, а также в ансамбле с Гидоном Кремером. С 1980 года музыкант живет в Вене. Он выступает в различных странах Европы, Америки и Азии с Израильским филармоническим оркестром (дирижер Зубин Мета), Филадельфийским оркестром (дирижер Юджин Орманди), Лондонским и Венским симфоническими оркестрами, оркестром Берлинской филармонии. Пианист регулярно участвует в международных фестивалях в Вене, Локенхаузе, Хоэнемсе, Линце, Бонне, Цюрихе. Его записи изданы компаниями «Orfeo», «Harmonia Mundi», «Teldec», «Deutsche Grammophon». Репертуар Олега Майзенберга включает произведения всех стилей, центральное место в нем занимает музыка XIX века. Олег Майзенберг преподавал в Высшей школе музыки Штутгарта, он – профессор Венского университета музыки. Музыкант регулярно ведет мастер-классы и участвует в жюри международных конкурсов.

Все права защищены