Паоло Грацци (барочный гобой), Алексей Уткин (гобой)

Паоло Грацци (барочный гобой), Алексей Уткин (гобой)

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

04.11.2009, 18:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Проект «Человечьи голоса»

Ансамбль солистов "Эрмитаж"
Алексей Уткин (гобой)
Оркестр "Pratum Integrum"
Паоло Грацци (гобой)

В программе
:
Джованни Бенедетто Платти (1697-1763). Концерт g-moll для гобоя с оркестром
Георг Филипп Телеман (1667-1737). Концерт B-dur для двух флейт, гобоя, скрипки, струнных и бассо континуо (TWV 54:В1)
Бенджамин Бриттен (1913-1976). Фантазия, ор. 2. Для гобоя, скрипки, альта и виолончели (переложение для гобоя и струнных)
Макс Брух (1838-1920). «Кол Нидрей» для виолончели и струнных (переложение для гобоя и струнных)

Сегодня музыкальная жизнь российской столицы исключительно разнообразна. Многочисленные солисты, ансамбли и оркестры наперебой предлагают привлекательные программы самого различного толка, ставя тем самым столичных меломанов перед крайне непростым выбором. Кто интереснее? Чья интерпретация убедительней? Кому следует отдать предпочтение? В такой обстановке сложно быть либеральным: слишком непохожи «голоса», темпераменты, исполнительские задачи и инструментарии современных музыкантов. И все же вопрос «Кто больше нравится?» порой приходится оставлять без ответа: очень уж достойные соперники оказываются по разные стороны баррикад.
Подарком для тех, кому подобный выбор дается с особенным трудом, станет проект «Идеальный строй». Его авторы поставили перед собой смелую и неожиданную задачу – организовать нечто, в чем не откажутся принять участие яркие музыканты с глубоко различными эстетическими воззрениями и исполнительским кредо. К совместному выступлению было решено привлечь коллективы из конкурирующих «лагерей» – так называемых «традиционалистов» и «аутентистов». Каждое из направлений будет представлено своим оркестром: первое – ансамблем «Эрмитаж», второе – оркестром "Pratum Integrum". Оба коллектива уже весьма популярны и востребованы. У них разный репертуар, различные вкусовые пристрастия, несхожие исполнительские манеры.
Ансамбль солистов «Эрмитаж» (в переводе с французского "hermitage" означает «уединение») был основан в 2000 году гобоистом Алексеем Уткиным. Это едва ли не единственный современный ансамбль, которым руководит музыкант, играющий на гобое. В «Эрмитаже» исполняют академическую музыку всевозможных стилей – от барокко до авангарда, не гнушаются последними достижениями мирового музыкального исполнительства, играют на современных музыкальных инструментах.
"Pratum Integrum" (в переводе с латыни означает «некошеный луг») был основан в 2003 году и в настоящее время является единственным полносоставным оркестром в России, занимающимся историческим исполнительством. Главная задача оркестра – вернуть широкой аудитории прекрасную музыку времен барокко и классицизма, незаслуженно пребывающую в безвестности. В "Пратуме" играют на инструментах XVIII–XIX веков или их копиях, бережно восстанавливают манеру игры по старинным трактатам и первоисточникам.
Предполагается, что вместе с каждым из оркестров выступит его солист-единомышленник. С «Эрмитажем» –  один из лучших исполнителей на современном гобое Алексей Уткин, с оркестром "Pratum Integrum" – легендарный исполнитель на историческом гобое, основатель и солист ансамбля "Zefiro", преподаватель Амстердамской консерватории Паоло Грацци.
Почвой для объединения столь разных исполнительских сил должно стать музыкальное сочинение, которое специального для этого случая напишет известный российский композитор Павел Карманов. Он сочиняет как серьезную, так и прикладную музыку, использует различные композиторские техники, мастерски владеет искусством стилизации. Таким образом, его художественные взгляды абсолютно демократичны, что, по мнению организаторов проекта, позволит композитору решить поставленную перед ним уникальную задачу. Ему предстоит написать произведение для двух концертирующих гобоев и двух оркестров, где участники смогут максимально выигрышно показать выразительные свойства как старинных, так и современных инструментов, продемонстрировать разные школы игры.
Дополнительное своеобразие сочинению придаст его музыкальный строй. Каждый оркестр, а соответственно и каждый солист, воспользуются привычной для себя настройкой музыкальных инструментов. «Эрмитаж» и Алексей Уткин будут играть в традиционном на сегодняшний день музыкальном строе  (а1 = 442 Гц), а "Pratum Integrum" и Паоло Грацци в «пониженном» строе, исторически корректном для музыки XVII–XVIII веков (а1 = 415 Гц). Похоже, Павлу Карманову придется написать произведение в «идеальном строе», учитывающем такую специфику каждого из участников.
В этом проекте исполнителям, выступающим порознь, впервые представится возможность конкурировать друг с другом вживую, отстаивать свою точку зрения, находясь с собственными оппонентами на одной концертной площадке, более того, исполняя вместе с ними одно произведение. При всем этом, соревнующиеся музыканты будут так или иначе действовать сообща, объединяя усилия для создания художественного целого.
По всей видимости, проект «Человечьи голоса», реализация которого намечена на ноябрь 2009 года, вызовет немалый резонанс у апологетов как исторического, так и традиционного исполнительства, у любителей и старинной, и современной музыки. Он обещает стать ярким, неожиданным и абсолютно беспрецедентным событием в культурной жизни нашей столицы.

Все права защищены