Аб. №51 РНО / М. Плетнев

Аб. №51 РНО / М. Плетнев

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

14.04.2010, 19:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Внимание! Билет действителен только на одну указанную дату.

14 апреля, БЗ Консерватории

Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева
К 20-летию оркестра


Исполнители:
Российский национальный оркестр
Художественный руководитель и главный дирижер - Михаил Плетнев
Дирижер - Михаил Плетнев
Хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова
Художественный руководитель - Алексей Петров

Солисты:
Динара Алиева (сопрано)
Татьяна Липовенко (меццо-сопрано)
Георгий Васильев (тенор)
Николай Диденко (бас)

В программе:
Брукнер. Симфония № 6
"Te Deum" для солистов, хора и оркестра

Российский национальный оркестр и Михаил Плетнев вновь обращаются к шедеврам австро-немецкой музыки второй половины XIX века, продолжая линию, намеченную концертами прошлогоднего абонемента (сочинения Малера). В концерте 14 апреля в Большом зале консерватории будет исполнена Шестая симфония и «Te Deum» Антона Брукнера.
Шестую симфонию (A-dur, 1879-1881) сам автор называл «самой дерзкой». Этим названием она обязана первой части, выделяющейся среди других его симфоний ритмом - пятидольной ритмической формулы (и даже в последующих симфониях не встречается настолько интенсивного ритмического развития). В центральном образе симфонии слиты воедино пейзажность и героика, что дало почву исследователям назвать Шестую симфонию Брукнера «Пасторальной», усматривая в ней связь с бетховенской. Сам автор при жизни Шестую симфонию не услышал полностью - она была исполнена спустя 20 лет после ее создания. При всех достоинствах этого произведения в Москве его услышать можно не часто, что делает программу еще более уникальной.
Знаменитый «Te Deum» Брукнер завершил в 1884 году. Его премьера состоялась в Вагнеровском обществе в мае 1885 года (в сопровождении двух фортепиано), а в январе 1886 года он был исполнен полным составом под управлением Г. Рихтера. Затем последовали его премьеры в Мюнхене, Берлине, Гамбурге. Грандиозное исполнение этого сочинения состоялось в США (Цинциннати), в котором принимали участие 700 певцов, а аудитория составила семь тысяч слушателей.
Сочинение «Te Deum» совпало с работой над Седьмой симфонией, и оба произведения несут на себе печать события, потрясшего Брукнера, - смерть глубоко почитаемого им Вагнера. Однако оно не было импульсом к созданию произведения, так как работу над ним Брукнер начал в 1881 году. По мнению исследователей творчества композитора, «Te Deum» в отличие от симфоний нельзя упрекнуть в «божественных длиннотах». Он представляет собой прекрасный образец симфонизации вокально-хоровой циклической формы, в которой оригинально решена проблема единства цикла.
Существуют и трогательные высказывания композитора о создании «Te Deum». Известно, что трудная борьба за признание наложила серьезный отпечаток на психику Брукнера. Основным содержанием его дневников были пометки о прочитанных молитвах. На вопрос об исходных побуждениях к написанию «Те Deum» композитор отвечал: «В благодарность богу, так как моим преследователям до сих пор не удалось меня погубить... Я хочу, когда будет Судный день, подать господу партитуру "Те Deum'a" и сказать: "Посмотри, это я сделал только для тебя одного!". Уж после этого я, наверное, проскочу».
«Те Deum» относился к числу любимых произведений самого Брукнера. Благодаря тексту ему удалось здесь особенно полно и концентрированно выразить те религиозные идеи, который он исповедовал как глубоко верующий человек. Возможно, поэтому вполне понятным выглядит завещание композитора исполнять «Те Deum» в качестве финала его неоконченной Девятой симфонии.

Все права защищены