Сюита в белом. Арлезианка. Болеро

Сюита в белом. Арлезианка. Болеро

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

12.02.2011
12.02.2011
11.02.2011
10.02.2011

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



"Гвоздь" сезона - на сцене Большого театра балет Парижской оперы

Сюита в белом

Балет в одном действии на музыку Эдуарда Лало (из балета "Намуна", 1882 г.)
Хореография - Серж Лифарь
Оркестр Большого театра России

Арлезианка
Балет в одном действии на музыку Жоржа Бизе (Сюиты № 1 и № 2, 1872 г.) по произведениям Альфонса Доде
Хореография - Ролан Пети (1974 г.)
Сценография по мотивам оригинальных декораций - Рене Алльо
Костюмы - Кристин Лоран
Оркестр Большого театра России

Болеро
Балет в одном действии на музыку Мориса Равеля ("Болеро" для оркестра, 1927 г.)
Хореография - Морис Бежар (1961 г.)
Оркестр Большого театра России

Визит Парижской оперы всегда был событием в жизни настоящего балетомана. И хотя Большой постоянно приглашает отдельных гастролеров, а многие российские балетоманы теперь следят за тенденциями развития балета Парижской оперы, сидя в зрительных залах самой Парижской оперы, настоящие, полномасштабные гастроли балета "Опера де Пари" на сцене Большого театра по-прежнему остаются событием с большой буквы.
И сама программа гастролей составлена так, что способна вызвать ностальгические чувства. Для знатоков - это ретроспектива, уводящая в глубь прошедшего века. Ну а для неофитов - достижения, и такие разноплановые,  французского балета XX столетия. Три одноактных балета, которые будут показаны в один вечер, созданы тремя "титанами", столь же легендарными как во Франции, так и в России. Это Серж Лифарь (1904-1986), Морис Бежар (1927-2007) и Ролан Пети (р. в 1924). Лифарь представлен знаменитой "Сюитой в белом" на музыку Э. Лало (1943 г.). Бежар - выдающимся балетом "Болеро" М. Равеля (1960 г.), Ролан Пети - балетом "Арлезианка" на музыку Ж. Бизе (1974 г.), также снискавшим немалую известность.

Премьера "Сюиты в белом" состоялась в Парижской опере, и хотя с тех пор прошло уже более полувека, французы этот балет забвению не предали. Что касается Парижской оперы, то она привозила его в Москву уже дважды - в 1958 и 1970 годах. Родоначальник неоклассического стиля, мастер совершенных симметричных построений, сумевший в абсолют возвести чистую балетную геометрию, в этом балете, продолжающем традиции так называемого "белого балета" рубежа XIX-XX веков, Лифарь предложил такое испытание на прочность техникой, помноженной на элегантность, что выдержать его способны только самые виртуозные и рафинированные труппы.

"Болеро" Бежара - тот особый и редкий случай, когда балет, имеющий свою мифологию (знаменитейшая пьеса Равеля была "адресована" экстравагантной Иде Рубинштейн, по танцам которой с ума сходил Париж в начале прошлого столетия), обрел вторую жизнь настолько яркую, что затмил уже сложившуюся свою легенду. Музыка эта завораживала многих хореографов, но только Бежар смог зазвучать "на той же ноте", что и сам Равель. Этот балет - из тех шедевров, про которые Кокто говорил, что они притягивают к себе исполнителей. "Я был в Советском Союзе персоной нон грата. Мне однажды рассказали, что у кого-то из власть имущих спросили, почему они не хотят пригласить Бежара, и тот чиновник ответил: потому что Бежар - это либо секс, либо религия. "Болеро" - это не то и не другое. Но в исполнении Майи я обнаружил и некую духовность, которая возвысила этот балет до божественных вершин, и страстность, которая придала ему эротизм", - рассказывал Бежар об исполнении главной партии страстно полюбившей этот балет Плисецкой.
"Болеро" - некий магический ритуал, и духовный, и эротический, и какой-то еще, способный и расчленить музыку на составляющие, и придать ей зримые очертания. Москва видела этот балет неоднократно, но зрителей он притягивает так же, как исполнителей. Тем более что есть у него дополнительная интрига: партию Мелодии, которая исполняется на большом круглом столе (такой стол был и в балете, созданном Брониславой Нижинской для Иды Рубинштей) под "аккомпанемент" окружающего этот стол кордебалета, Бежар предназначил как женщине, так и мужчине. "Болеро" Бежара - как "Хазарский словарь" Павича, имеет и мужскую, и женскую версии. Поставленное им для собственной труппы, в репертуар Парижской оперы "Болеро" Бежара вошло в 1970 году. Среди исполнителей главной партии были выдающиеся артисты, в том числе Мари-Клод Пьетрагала, Сильви Гиллем, Патрик Дюпон, Эрик Вю-Ан, Шарль Жюд, Николя Ле Риш.

Ролан Пети давно уже стал "гражданином мира". Но "Арлезианка", культовый французский балет и, что даже еще интереснее, культовый балет Прованса, призвана напомнить о тех временах, когда он руководил Национальным балетом Марселя (1972-1998 гг.) - труппой, потерявшей благодаря ему "провинциальность" и добившейся мировой известности. Балет во славу Прованса, столицей которого, как известно, и является Марсель, гостеприимно принявший в свое лоно Ролана Пети, оставившего Париж, столицу мира, хореограф создал на заре своей деятельности в этом благословенном крае. Весь балет - плоть от плоти Прованса. Литературный первоисточник - драма Доде "Арлезианка" (Арль - тоже провансальский город). Музыка написана Бизе специально к этой драме. Декорация воспроизводит арльские пейзажи Ван Гога. И хореография с ее выразительными "крестьянскими" танцами проникнута духом народного танца. Впрочем, страстный мужской монолог, требующий технической выносливости и мощного темперамента, производит не меньшее впечатление, чем массовые сцены. В прошлом году ряды исполнителей партии Фредери пополнил премьер Большого балета Иван Васильев, выступивший в этом балете в спектакле Римской оперы. А в репертуаре Парижской оперы "Арлезианка" появилась в 1997 году.

Все права защищены