Театральная эпоха. Алексей Петренко
Стадион "Локомотив", Москва
Дата проведения:
21.12.2010, 15:00 |
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР НАРОДНОГО АРТИСТА РСФСР АЛЕКСЕЯ ПЕТРЕНКО
«ОСНОВАТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Государственная премия РФ в области литературы и искусства за роль в фильме «Сибирский цирюльник» (2000), премия «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль в фильме «12» (2007), специальный приз «Госпожа Удача» им. Павла Луспекаева за мужество и достоинство в профессии на XVII Открытом фестивале «Киношок». Лауреат Премии «Ника» в номинации «Открытие года» (2003 за роль в фильме «Звезда»), лауреат Президентской премии (2003), лауреат Премии «Триумф» как лучшему молодому актеру (2004).
Алексей Васильевич Петренко окончил Харьковский театральный институт в 1961 году, служил в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса, потом - в Донецком русском драматическом театре в г. Жданове. Позднее, в 1964 году, хлебнув сполна бед и тягот периферийной сцены, Алексей Петренко, по приглашению Игоря Владимирова, перебрался в легендарный Театр им. Ленсовета. И первой его работой стала роль Солдата в сказке «Солдат и змея». Поначалу Алексея Петренко видели как острохарактерного актера и доверяли роли, подобные Бьенделло в «Укрощении строптивой». Характерные роли Петренко играл великолепно, но его талант был гораздо шире. Со временем он это блестяще доказал в образах графа Воронцова из «Пушкина в Одессе», Свидригайлова в «Преступлении и наказании» и т. д.
В кино Алексей Петренко начал сниматься в 1967 году. Визитной карточкой, главным, выдающимся созданием актера стал Григорий Распутин в теперь уже классической киноленте «Агония» (1974). Элим Климов вспоминает: «Петренко относится к очень редкой категории артистов, таких, как Алиса Фрейндлих, Инна Чурикова, которые рискуют пропускать через себя высокую энергию. Это очень опасно, и режиссер должен уметь защищать актера, потому что это чревато. И вот во время съемок «Агонии» я его так загонял, что он попал в больницу со стенокардическим приступом. Мы остановились на несколько месяцев, и я до сих пор виню себя в этом…»
Актером созданы образы, иной раз тихие на вид, но в них бушуют природная необузданность и невероятные страсти, гуляет горячая кровь, готовая залить всех остальных своим напором. Алексей Петренко умеет передать звериное нутро, иной раз глубоко запрятанное в человеке. В его персонажах всегда присутствует кураж. В картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» Алексея Петренко сняли в роли самодержца Петра Великого - не по крови, по нутру. Тут Петр и отец родной, но и, как положено, бороду топором рубает своим подданным, насаждает новую моду и жизнь, непривычную русской душе... Не обошел Алексея Петренко и Эльдар Рязанов. В знаменитом «Жестоком романсе» он доверил актеру роль Мокия Парменыча Кнурова, который кажется самым неприступным и грозным, но на поверку именно его герой из стаи хищников проявил самые человеческие качества.
В конце 90-х Алексею Петренко довелось вновь поработать с Никитой Михалковым. В «Сибирском цирюльнике» Никита Сергеевич доверил ему эпохальную роль генерала Радлова. Его Радлов вписался во все бублички-прянички, гулянья на Девичьем поле, вполне оправдал удалой размах режиссера - запечатлеть лубочную, давно ушедшую матушку-Россию. «Он свернут внутрь, он загадочно неконтактен по отношению к текущему вокруг движению. Даже там, где по внешней задаче отрабатывает остроту и мгновенность, внутри словно какое-то ядро чувствуется, мощное, невидимое и несдвигаемое. Он, как камень посреди потока, стоит сам по себе… Петренко, как совершенно независимая величина, добавляющая действию какое-то странное… «четвертое измерение» (Лев Аннинский).
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены