МОЦАРТ ПРИ СВЕЧАХ Алексей ЛЮБИМОВ, тангентенклавир

МОЦАРТ ПРИ СВЕЧАХ Алексей ЛЮБИМОВ, тангентенклавир

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

26.02.2011, 15:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.



Моцарт при свечах
Алексей Любимов (тангентенклавир)

В программе:

Вольфганг Амадей Моцарт  
Йозеф Гайдн

Алексей Любимов - музыкант высочайшего уровня, пианист, клавесинист, органист, дирижер, педагог, профессор, декан факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории, инициатором создания которого явился в содружестве с Н. Гутман и Н. Кожухарем. Практически это факультет «аутентичного исполнения», преданным адептом и большим специалистом которого является Алексей Любимов. С 1998 года - профессор университета «Моцартеум» в Зальцбурге (класс фортепиано).
Репертуар Любимова включает в себя сольные, ансамблевые сочинения и сочинения для фортепиано с оркестром таких авторов, как И.С. Бах и его сыновья, Ф. Куперен, Ж.Ф. Рамо, Г. Перселл, В.А. Моцарт, Й. Гайдн, Д. Бортнянский, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, М. Глинка, А. Скрябин, С. Рахманинов, К. Дебюсси, И. Стравинский, Б. Барток, Э. Вилла-Лобос, С. Прокофьев, Д. Шостакович, и др. Одним из первых в СССР начал исполнять в концертах западных и отечественных композиторов «авангардного» направления, как начала XX века (А. Шенберг, А. Веберн, А. Берг, Ч. Айвз), так и своих современников (К. Штокхаузен, Дж. Кейдж, П. Булез, Э. Денисов, В. Сильвестров, А. Пярт, В. Мартынов, Г. Уствольская, А. Шнитке, С. Губайдулина, А. Волконский, Г. Пелецис, А. Рабинович, Т. Мансурян, А. Кнайфель и др.).
Музыкант выступает с крупнейшими отечественными и зарубежными коллективами: оркестрами под управлением К. Кондрашина, Д. Ойстраха, Н. Рахлина, Г. Рождественского, М. Плетнева, В. Ашкенази, Ф. Брюггена, Р. Норрингтона, Э.-П. Салонена, К. Хогвуда, К. Нагано, В. Юровского, Н.Ярви, А. Мустонена. Среди его партнеров по камерному ансамблю не раз были Т. Гринденко, Н. Гутман, О. Каган, Г. Шифф, А. Штайер, М. Пекарский, А. Рудин, В. Иванова, Л. Давыдова, И. Монигетти, А. Мустонен, С. Савенко, Ю. Полубелов. Ансамблевые программы, в отношении которых Любимов обычно выступает инициатором и составителем, представили российским слушателям массу образцов никогда ранее не звучавшей в стране музыки.
Глубокое понимание различных музыкальных стилей и манер, точность и виртуозное мастерство Любимова ценят современные композиторы, которые доверяют ему первое исполнение собственных вещей, посвящают свои опусы (Г. Уствольская, В. Сильвестров, В. Суслин, А. Пярт, В. Мартынов, П. Карманов и др.).
Программное высказывание Любимова: «...Мы не можем интонировать Баха так же, как мы интонируем Моцарта, а Моцарта - как Шопена. Каждый раз время течет по-разному, проекция звука всякий раз другая... Произведения, находящиеся за пределами 100–150 лет, нужно бережно реконструировать, предполагая, что они говорят с нами на своем языке, а не в наших терминах. Современнический взгляд не лишается права на жизнь, но ставится под сомнение его историческая правота».

Тангентенфлюгель - весьма редкий клавишный инструмент с очень необычным звучанием. По внешнему виду он напоминает клавесины или ранние виды фортепиано, а его различные регистры способны передавать тембровые качества, свойственные и клавесину, и клавикорду, и пианофорте.
Первый клавир тангентного типа изобрел в первой половине восемнадцатого столетия немец Кристоф Готтлиб Шрётен.  С середины восемнадцатого века тангентенфлюгель становится все более популярным, поскольку располагает большими выразительными возможностями, чем клавесин, и по динамике, и по интенсивности звучания. Самым авторитетным изготовителем инструментов такого типа считался в то время Франц Якоб Шпат, строитель фортепиано, клавикордов и органов из Регенсбурга. Доподлинно известно, что свои тангентенклавиры этот мастер создавал уже с 1751 года, именно тогда был построен инструмент, предназначенный для бургомистра Бонна. Поскольку бизнес процветал, Франц Якоб Шпат сделал своего зятя, Кристофа Фридриха Шмаля, полноправным партнером. 
Клавирами Шпата и Шмаля восхищались многие выдающиеся музыканты, среди которых был и великий Моцарт. Австрийский композитор называл тангентенклавир «клавиром Шпата». До наших дней в сохранности дошли примерно десять инструментов прославленной фирмы, датированные между 1780 и 1801 годами.

Все права защищены