Аб. №10 ГСО Новая Россия
Стадион "Локомотив", Москва
Дата проведения:
18.04.2011, 15:00 |
Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Классическая музыка.
Внимание! Билет действителен только на одну указанную дату.
18 апреля
Исполнители:
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Художественный руководитель и главный дирижер - Юрий Башмет
Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова
Художественный руководитель - Геннадий Дмитряк
Дирижер - Александр Сладковский
Солисты:
Александр Князев (виолончель)
Солисты оперных театров Москвы
В программе:
И. Райхельсон. Концерт для виолончели с оркестром (посвящается Александру Князеву). Первое исполнение в Москве!
К. Орф. Carmina burana («Бойренские песни») - сценическая кантата на средневековые тексты для солистов, хора и оркестра.
В заключительном концерте своего абонемента оркестр «Новая Россия» выступит под управлением Александра Сладковского. Он занимал пост главного дирижера Капеллы Санкт-Петербурга, являлся дирижером Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», а с 2010 года стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Как приглашенный дирижер А. Сладковский сотрудничает с Госоркестром имени Светланова, БСО имени Чайковского, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Дрездена, Москвы, Новосибирска, Белграда, оркестрами "Санкт-Петербург камерата", "Symphonica-Siciliana" (Италия), симфоническим оркестром Нижней Саксонии (Германия), оркестром Будапештской Национальной оперы. А. Сладковский - признанный авторитет в области исполнения современной музыки. В его репертуаре - произведения крупнейших авторов современности, он постоянно сотрудничает с Александром Чайковским: композитор доверяет ему премьеры своих новых сочинений, а в Казани дирижер является художественным руководителем фестиваля музыки Софии Губайдулиной.
Одним из ключевых произведений в музыке XX века стала кантата «Кармина Бурана» (Carmina Burana) Карла Орфа. «Кармина Бурана» - сборник средневековой поэзии, найденный в 1803 году в баварском монастыре Бенедиктбойерн, название книги в переводе означает «Песни Бойерна». Сборник, написание которого датируют 1230-м годом, составлен из 228 стихотворений и по сей день является крупнейшим собранием поэзии вагантов. Карл Орф узнал о сборнике из косвенного источника, прочитав антологию Джона Саймондса «Вино, женщины и песни», представляющую собой перевод 46 стихотворений из «Кармины Бураны», которые произвели на композитора сильнейшее впечатление. Уже в процессе работы Орф решил обратиться к оригинальным текстам и выбрал стихи, посвященные вечным темам: о непостоянстве счастья, хрупкости жизни, о возвращении весны и радости, а также высмеивающие пьянство, обжорство, пристрастие к азартным играм и похотливость.
Примечательно, что одновременно с сочинением музыки Орф разработал концепцию драматического сопровождения, в котором каждая музыкальная часть сопровождалась танцевально-мимическим действием на сцене. Изначально сочинение задумывалось как некое театральное действо с хореографическим произведением, со световыми и изобразительными эффектами, но в наши дни "Кармина Бурана" обычно исполняется в концертных залах филармоний как академическое кантатно-ораториальное сочинение. Однако и при таком воспроизведении кантата производит сильнейшее впечатление своей первозданной энергетикой, невероятным эмоциональным накалом и оригинальностью тематизма, ставшего своеобразным экскурсом в музыкальную историю, благодаря объединению массы выразительных средств, от средневековых религиозных монодий и старинных напевов до авангардных принципов конструкции, мощного симфонического звучания и новейших приемов инструментовки.
Все это объясняет то влияние, которое "Кармина Бурана" оказала на современную музыку, причем не только академическую. Ремейки на завораживающую тему начального хора "О, Фортуна" созданы представителями масс-культуры, среди которых наиболее известны композиции групп "Enigma" (альбом "The Screen Behind the Mirror"), "Еrа" (альбом "The Mass") и "Therion" (альбом "Deggial"). И даже в рекламных роликах и звонках мобильных телефонов мы, порой даже не отдавая себе в этом отчета, слышим неумолимый ритм поступи заглавной темы "Кармины Бураны", символизирующей фатальное вращение колеса фортуны.
Совместно с виолончелистом Александром Князевым оркестр "Новая Россия" под управлением Александра Сладковского впервые исполнит Концерт для виолончели с оркестром современного композитора Игоря Райхельсона. Уроженец Ленинграда (Санкт-Петербурга), Игорь Райхельсон с 1979 года живет в Нью-Йорке. Музыкант начинал свою деятельность как пианист, организовав джаз-квартет "Восходящие звезды", который много гастролировал по Советскому Союзу. После переезда в США И. Райхельсон выступал и как классический пианист и продолжал сотрудничать с джазовыми музыкантами, результатом чего стал ряд произведений, сочетающих академическую стилистику с приемами джазовых композиций. Обращаясь к классическим жанрам, композитор тяготеет к стилистике неоромантизма. Многие из своих опусов, как джазовых, так и академических, автор исполняет сам в ансамблях с ведущими музыкантами современности.
Так, многолетнее сотрудничество, результатом которого стало написание целого ряда сочинений симфонических и концертных жанров, связывает композитора с Юрием Башметом и возглавляемым им ансамблем "Солисты Москвы", саксофонистом Игорем Бутманом и его "Big Band Jazz Orchestra". Специально для пианиста Бориса Березовского А. Райхельсон создал Концерт для фортепиано с оркестром, для кларнетиста Юлия Милкиса - Концерт для кларнета с оркестром. Работа над виолончельным концертом - не первый опыт сотрудничества Александра Князева с композитором. Виолончелист уже обращался к исполнению камерных сочинений Райхельсона, которого Князев считает настоящим романтиком. "Для нашего времени музыка Райхельсона по-настоящему романтична, она вызывает сильные эмоции, - считает Князев. - На мой взгляд, такая эмоциональная открытость - очень важное и редкое сейчас качество, которого мне недостает в современном искусстве. Я довольно часто получаю партитуры новых сочинений, однако практически не исполняю авангардных опусов, потому что эта музыка меня не трогает. А стиль Райхельсона мне нравится, и я рад, что музыку этого композитора сейчас часто исполняют". Как и многие свои инструментальные концерты, созданные композитором специально для конкретных солистов и посвященные своим первым исполнителям, Концерт для виолончели с оркестром И. Райхельсон посвятил его первому исполнителю - Александру Князеву.
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены