Орфей (Франция)

Орфей (Франция)

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

01.10.2011
30.09.2011

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА 'DANCEINVERSION-2011'

Компания 'Монтальво-Ервье' (Compagnie Montalvo-Hervieu), Франция

ОРФЕЙ

Хореографы: Доминик Эрвье, Жозе Монтальво.
Сценография и концепция видеоряда - Жозе Монтальво
Художник по костюмам - Доминик Эрвье
Автор текстов - Катрин Кинцлер
В спектакле звучит музыка Клаудио Монтеверди, Кристофа Виллибальда Глюка и Филипа Гласса.
Художник по свету - Венсан Паоли
Помощь в разработке сценария видеоряда - Паскаль Мине
Компьютерная графика: Франк Шастанье, Сильвен Десай, Клио Гаваньи, Мишель Жан Монтальво, Базиль Мафон.
Ассистент хореографа - Жоэль Ифриг

Танцовщики: Стефани Андрие, Наташа Бале, Морган Ле Тиек, Дельфин Нгуен, Браэм Аиш, Бабакар Сиссе, Грегори Камун, Карим Ранд, Стеви Забардель.
Певцы и музыканты: Соанни Фэй, Сабин Новель, Теофиль Александр, Блез Куаку, Мерлен Ниакам, Себастьен Обрехт.
А также два исполнителя на теорбе (по очереди): Флоран Мари, Реми Касэнь.

Копродукция:
Национальный театр Шайо
Творческая ассоциация Общества по управлению правами исполнителей (Adami)
Большой театр Люксембурга
Театр города Кана       

Премьера спектакля состоялась на сцене Национального театра Шайо 19 мая 2010 года.
Продолжительность спектакля - 80 минут.

От мифа к театру

Миф об Орфее и его толкования

'Орфей' Эрвье и Монтальво - это увлекательное путешествие по старинным и современным интерпретациям знаменитого мифа о влюбленном певце. Благодаря гибкой структуре спектакля различные трактовки мифа вписываются в него легко и естественно, то отсылая друг к другу, то наслаиваясь друг на друга и в конечном итоге формируя на сцене самостоятельную духовно-материальную систему координат, не лишенную некоторой странности. В центре этой системы - гигантское светило, образованное поэмами Вергилия и Овидия. Вокруг него, точно спутники, прилетевшие из Средневековья, Возрождения, XVIII столетия, Романтизма и XX века, вращаются бесконечные трактовки древнего мифа, каждая из которых по-своему проливает свет на этот неоднозначный рассказ.
Всякий миф есть сгусток человеческой драмы, именно поэтому мифы так часто используются в качестве символов различных современных явлений. Орфей - самый человеческий из всех мифических героев. Разумеется, он поэт богов, однако в первую очередь он все-таки поэт людей. У Монтальво и Эрвье Орфей постоянно 'подпитывается' их художественным языком, их эстетическими принципами и именно поэтому до самого конца остается живым.

Многоликий Орфей

Как и в предыдущих спектаклях Монтальво и Эрвье, в 'Орфее' можно встретить представителей самых разных школ и направлений: здесь есть и африканские танцоры, и балерина на пуантах, и исполнители хип-хопа, и, конечно же, танцовщики, пришедшие из современного танца. Из всей этой разношерстной компании выделяются две фигуры: акробат на пневматических ходулях (Карим Ранд), эдакий Орфей полубог-получеловек, наделенный способностью летать над сценой, иными словами между небом и землей; и одноногий танцовщик (Браэм Аиш), олицетворяющий преодоление себя с помощью искусства: юный и хрупкий Орфей-человек становится сверхчеловеком благодаря танцу, и одновременно с ним молодой одноногий исполнитель преодолевает свое физическое увечье благодаря силе искусства.
Практически все исполнители, занятые в спектакле, сотрудничают с Монтальво и Эрвье впервые, что объясняется как стремлением хореографов к постоянному обновлению, так и результатами состоявшегося в октябре 2009 года кастинга, выявившего среди 700 кандидатов множество ярких, неординарных личностей.

Мини-опера

Необычно в 'Орфее' Монтальво и Эрвье и то, что рядом с танцовщиками на сцене находятся семеро певцов-музыкантов, 'озвучивающих' некоторые из обликов Орфея, среди которых Орфей-музыкант в исполнении тенора Себастьена Обрехта, аккомпанирующего себе на виолончели (явный намек на лиру из мифа); Орфей-андрогин, играющий на половой неопределенности персонажа, партию которого нередко поручали женщинам и кастратам; Сабин Новель (сопрано) и Теофиль Александр (контратенор) исполняют знаменитые арии Орфея, дополняя свое пение танцем; черный Орфей в исполнении двух африканских певцов Мерлена Ниакама и Блеза Куаку, в шуточной форме отсылающих нас к орфическим мистериям.
Музыкальная композиция спектакля строится на трех программных произведениях трех разных эпох: опера Монтеверди 'Орфей' (1607), относящаяся к эпохе зарождения оперного искусства (ее главная тема - колдовская сила пения); опера Глюка 'Орфей и Эвридика' (1774) с ее знаменитыми ариям (например, 'Потерял я Эвридику'), помогающими зрителю следить за развитием сюжета; и, наконец, 'Орфей' Филипа Гласса (1993) - сюита для фортепиано, созданная под влиянием фильмов 'Орфей' (1949) и 'Завещание Орфея' (1959) Жана Кокто.

Портреты в рассказах

Если в своих предыдущих работах Монтальво и Эрвье черпали вдохновение в первую очередь из жизни, творчества и символических миров великих композиторов (Рамо, Гершвина и т. д.), то в 'Орфее' на передний план выходит философская составляющая, а вместе с ней шестнадцать текстов, описывающих шестнадцать ликов Орфея по одному на каждого из исполнителей, участвующих в спектакле. Автор этих словесных портретов, больше всего напоминающих лекцию сошедшего с ума профессора, - Катрин Кинцлер, преподаватель философии и эстетики в Университете города Лилля. Ее тексты в спектакле поются, скандируются, снимаются на видео или просто проговариваются артистами, приглашая зрителя в долгое, хотя и немного несерьезное путешествие по орфическому лабиринту.

Искусство коллажа

Объединять эпохи, жанры и имена, до сих пор существовавшие независимо друг от друга, - так вкратце можно описать творческий метод Жозе Монтальво и Доминик Эрвье. Хореографы непрерывно что-то склеивают, монтируют и переплетают. На этот раз исходным материалом для их экспериментов оказываются четыре 'языка', функционирующих как четыре самостоятельные газетные рубрики, у каждой из которых свои четко сформулированные цели: хореография; текст; отрывки из музыкальных шедевров и живое пение; видео и компьютерная графика.

Жозе Монтальво и Доминик Эрвье

В 1981 году хореограф Жозе Монтальво познакомился с танцовщицей Доминик Эрвье и поставил для нее несколько коротких шуточных пьес в жанре 'хореографического афоризма'. С первого же совместного проекта Монтальво и Эрвье начали разрабатывать собственный язык жестов, который в дальнейшем стал основой их неповторимого стиля.
В 1986-1988 годах сразу несколько работ Монтальво в исполнении Эрвье были удостоены престижных наград, а в 1988 году их творческий союз был официально закреплен появлением на свет 'Компании Монтальво-Эрвье'.
В 1993 году Монтальво, Эрвье и видеорежиссер Мишель Кост выпустили на Национальной сцене Макона пьесу 'Double Trouble' ('Двойные неприятности'), в которой тела танцовщиков взаимодействовали с созданным с помощью современных технологий изображением. За 'Double Trouble' последовали несколько спектаклей, каждый из которых, оставаясь вполне самодостаточным, спустя время воспринимается как часть некоего целого, как кусочек большой барочной фрески.
Признание за пределами Франции 'Компании Монтальво-Эрвье' принесли спектакли 'Рай' (1997) и 'Сад ио ио ито ито' (1999), показанные на многочисленных международных фестивалях. Вторая из этих работ в 2001 году получила премию Лоренса Оливье за лучший танцевальный спектакль года, присуждаемую в Лондоне. В 1999 году Монтальво и Эрвье поставили 'Смех лиры' для ведущих солистов Парижской оперы, а в мае 2000 года - 'Вариацию в раю' специально для церемонии открытия 53-го Международного каннского кинофестиваля.
Параллельно с работой над спектаклями Монтальво и Эрвье с 1989 года ведут проект 'Танцы для глаз и для ног', в рамках которого жителям разных городов предлагается исполнить прямо в городском пространстве написанную для них хореографическую композицию и таким образом вернуть себе ощущение праздника и радость от танца. В каждом городе в проекте участвуют от трехсот до трех тысяч человек всех возрастов и профессий.
В 1998 году Эрвье и Монтальво назначены руководителями Национального хореографического центра Кретея и Валь-де-Марн, где в 2001 году Доминик Эрвье самостоятельно поставит спектакль 'Мозаика... Танцы одного города' со 180 танцорами-любителями от 15 до 85 лет. Результат этой работы можно по праву считать мультикультурным танцевальным портретом города Кретей.
В 2002 году Доминик Эрвье завершила карьеру танцовщицы и с этих пор стала полноправным соавтором всех постановок Жозе Монтальво. Одна из них - хореографическая сказка 'Счастливый Вавилон' с участием двух иранских музыкантов - входила в репертуар труппы три года и объездила весь мир. В 2003 году Доминик Эрвье вместе с другими хореографами принимала участие в проекте, посвященном Жану де Лафонтену, в рамках которого поставила в Национальном театре Шайо танцевальную пьесу 'Ворона и лисица'. Пьеса будет сыграна более 300 раз во Франции и за рубежом.
В мае 2004 года Монтальво и Эрвье поставили в театре Шатле в Париже оперу Жан-Филиппа Рамо 'Паладины' под музыкальным руководством Уильяма Кристи из ансамбля 'Les Arts Florissants' ('Цветущие искусства'), а в мае того же года в самом знаменитом музее Франции проходила хореографическая экскурсия 'Танцуем в Лувре / Карт-бланш труппе Монтальво и Эрвье', во время которой пяти тысячам посетителей выпала возможность представить себя странниками, кочующими из одной эпохи к другой и от одного вида искусства к другому.
В 2006 году по заказу Министерства образования и Министерства иностранных дел Доминик Эрвье выпустила интерактивный DVD 'Искусство встречи. Хореографические открытки для франкофонии', посвященный теме культурных различий.
В 2008 году Монтальво и Эрвье создали два очень непохожих друг на друга спектакля по произведениям Джорджа Гершвина: в мае на сцене Лионской оперы прошла премьера 'Порги и Бесс' под музыкальным руководством Уильяма Эддинса, а в сентябре того же года лионская Биеннале танца открылась показом спектакля 'Доброе утро, мистер Гершвин'.
В июне 2008 года Доминик Эрвье и Жозе Монтальво было поручено руководство Национальным театром Шайо в Париже в качестве директора и художественного руководителя соответственно. В 2009 году оба они удостоены Ордена искусств и литературы.

Все права защищены