Лебединое озеро
Прошедшее мероприятие
Лебединое озеро
12 февраля 2013 |
Лебединое озеро
Балет в двух действиях
Композитор - П.И. Чайковский
Либретто - Юрия Григоровича по мотивам сценария Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореограф-постановщик - Юрий Григорович
Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского
Художник-постановщик - Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик - Павел Сорокин
Премьера балета в этой редакции состоялась 2 марта 2001 года.
Продолжительность спектакля - два часа 45 минут с одним антрактом.
В Большом театре «Лебединое озеро» ставилось неоднократно. В ХХ веке его репертуар уже не мыслился без этого балета. Самой заметной фигурой среди интерпретаторов был Александр Горский, навсегда оставивший свой след в хореографии «Лебединого озера», шедшего на сцене Большого театра. В 1920 году Горский призвал в соавторы режиссера - Немировича-Данченко. Художественный театр в ущерб метафорам «нагрузил» Большой поиском сценической правды. Так, например, стали наглядными превращения девушек в лебедей, а лебедей снова в девушек: на костюмы то прикреплялись крылья, то опять снимались с них, и пластика делилась на «человеческую» и «лебединую». Впоследствии Большой театр ввел в репертуар другую редакцию, совмещавшую хореографию Петипа, Иванова и Горского, а четвертый акт был заново поставлен Асафом Мессерером.
Как это ни парадоксально, Юрий Григорович взялся за «Лебединое озеро»... по необходимости. В 1969 году Большой балет собирался на гастроли в Англию. В программу выступлений на английской сцене предполагалось включить «Лебединое озеро», но балет, не обновлявшийся с 56-го года, потерял товарный вид. В результате вместо простого обновления начался настоящий, полноценный творческий процесс. Григорович, как всегда, в содружестве с художником Симоном Вирсаладзе, предложил новую концепцию балета. Практически вся хореография была сочинена заново, хотя лучшее из Горского и Петипа Григорович оставил, а шедевр Иванова - вторую «лебединую» картину - очистил от позднейших наслоений. И решительно отказался от бутафорских поисков сказочного правдоподобия (картонные лебеди гладь озера покинули безвозвратно).
Исчезло из либретто имя Ротбарта - чародея, заколдовавшего прекрасную Одетту. Ротбарт трансформировался в Злого гения, обрел танцевальный язык (до того он изъяснялся исключительно на языке пантомимы) и неформально стал одним из главных персонажей балета, оставляя большой простор для трактовки своей мрачной личности. Вариации: это сама судьба искушает принца, еще не успевшего узнать, как трудно хранить верность своим идеалам; это сам принц, управляемый темной, черной стороной своей души. В спектакле практически появились две пары двойников: Белый лебедь (Одетта) - Черный лебедь (Одиллия), «белый» принц (Зигфрид) и черный (Злой гений). Философский характер постановки великолепно передавало и оформление балета, обобщенное до предела. Контуры замка (намек на готическое средневековье) размыты. Колдовское озеро призрачно и не обрамлено раскидистыми кронами дерев - этот пейзаж нарисован не для того, чтобы любоваться красотами природы и театральной живописи.
Камнем преткновения с советской властью стала последняя картина. Грандиозная буря на озере сокрушала лебединый стан. Злой гений торжествовал победу. Одетта гибла. Постигшая принца полная потеря идеалов не внушила оптимизма министру культуры Екатерине Фурцевой. В Англию поехало старое «Лебединое озеро», а новое балетмейстеру было велено переработать. В результате буря утихла. И герои счастливо воссоединились в финале, который сам Григорович саркастически охарактеризовал как «апофеоз в фа мажоре». Возродить свой первоначальный замысел ему удалось только в 2001 году. Теперь Большой театр предлагает своему зрителю один из главных балетов классического наследия именно в этой трактовке.
Другие прошедшие мероприятия
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены