Лебединое озеро
Прошедшее мероприятие
Лебединое озеро
16 марта 2012 | 18 марта 2012 |
ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО
Балет в двух действиях и четырех картинах
Композитор - П.И. Чайковский
Либретто - Юрия Григоровича по мотивам сценария Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореограф-постановщик - Юрий Григорович
Использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского
Художник-постановщик - Симон Вирсаладзе
Дирижер-постановщик - Павел Сорокин
Премьера балета в этой редакции состоялась 2 марта 2001 года
Продолжительность спектакля - два часа 45 минут с одним антрактом
Этот шедевр Чайковского называют 'жемчужиной русского балета' и его 'визитной карточкой'. Как никакой другой балет, он служит образцом классической балетной техники. 'Лебединое' по праву считают самым знаменитым спектаклем Большого театра. Неудивительно, что по крайней мере каждый русский балетмейстер мечтает поставить свое 'Лебединое озеро'.
Премьера 'Лебединого озера' - первого балета, сочиненного композитором, состоялась 20 февраля 1877 года. Авторами либретто были директор московских театров В. Бегичев и артист балета В. Гельцер (отец знаменитой балерины), а постановщиком - балетмейстер Ю. Рейзингер.
Неизвестно, как сложилась бы судьба спектакля, премьера которого прошла без особого успеха. Но в 1894 году преподаватель Санкт-Петербургской балетной школы Лев Иванов придумал новый вариант второго ('лебединого') акта. Ученицы исполнили его на вечере, посвященном памяти Чайковского. И тут у Мариуса Петипа, приглашенного на вечер и увидевшего учениц, возникла идея заново осуществить постановку балета.
Спектакль Петипа, выпущенный в 1895 году, стал эталоном постановки классического шедевра. Балетмейстер придумал первый акт - 'Совершеннолетие принца' и третий - 'Выбор невесты'. Четвертый акт был создан в сотрудничестве со Львом Ивановым. Кроме того, Петипа оставил без изменений уже придуманный Ивановым великолепный второй акт, оставшийся, кстати, в первозданном виде во всех последующих постановках.
В 1901 году Александр Горский заново осуществил в Большом театре постановку 'Лебединого озера'. Эту версию называют новым рождением классического балета. Горский сделал шесть редакций, стараясь освободиться от мощного влияния Петипа. Изменилась музыкальная партитура балета. Капельмейстер Р. Дриго поменял порядок танцевальных номеров, оркестровал партитуру и ввел в нее ряд фортепианных сочинений. С тех пор образ Одетты считается одной из классических ролей балетного репертуара. В ней выступали все выдающиеся танцовщицы: от Анны Павловой до Майи Плисецкой.
В 1969 году свою версию балета создает Юрий Григорович. Образы, созданные Чайковским, раскрывались в его балете через танцевальные монологи. Каждое движение в них становилось отражением внутренней жизни персонажей. Отказ от множества бытовых и натуралистических деталей неожиданно ярко высветил воплощенный в замечательной музыке замысел композитора.
Несмотря на то, что задуманный балетмейстером сильнейший по своему воздействию трагический финал, столь органичный для данной трактовки, был запрещен и назван 'антисоветским', спектакль произвел настоящий фурор. Галина Уланова, увидев спектакль Григоровича, сказала, что свое 'Лебединое озеро' она так и не станцевала. Этот спектакль был украшением сцены Большого около 30 лет. В 1996 году Владимир Васильев, возглавивший Большой театр, тоже поставил свой вариант 'Лебединого озера'.
Сегодня этот балет идет в по-настоящему звездном составе: Галина Степаненко (Одетта-Одиллия), Андрей Уваров и Сергей Филин (Принц Зигфрид), Николай Цискаридзе и Дмитрий Белоголовцев (Злой Гений). Этот балет и сегодня, без сомнения, является одним из лучших спектаклей театра.
Другие прошедшие мероприятия
© MoscowShows.ru, 2007 - 2024 :
Все права защищены